Скачать:

Разъяснить порядок организации розничного рынка на территории Московской области.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) на розничных рынках, а также правами и обязанностями лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 271-ФЗ), а также соответствующими нормативными правовыми актами Московской области.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 271-ФЗ с 01.01.2013 торговая деятельность на розничных рынках (за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных), должна осуществляться исключительно в капитальных зданиях, строениях, сооружениях. Использование временных сооружений запрещается.

Согласно Федеральному закону № 271-ФЗ розничный рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащим адресные ориентиры мест расположения розничных рынков, их количество и типы.

В Московской области вышеуказанный план формируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее – Министерство) на основании предложений органов местного самоуправления городских округов Московской области, обусловленных необходимостью обеспечения населения муниципальных образований теми или иными товарами.

В свою очередь, после включения адресного ориентира рынка в План организации розничных рынков на территории Московской области, управляющая рынком компания обращается в Министерство за разрешением на право организации розничного рынка и начинает осуществление торговой деятельности.

Рынок может быть организован юридическим лицом (управляющей рынком компанией), которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

Помимо изложенного, управляющая рынком компания обязана соблюдать нормы действующего законодательства, в том числе основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, которые закреплены постановлением Правительства Московской области от 29.05.2013 № 354/7 «Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений».

Разъяснить порядок предоставления торгового места на рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства.

Действующим законодательством Российской Федерации о торговой деятельности предусмотрена возможность реализации на розничных рынках выращенной продукции гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ«О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Правительством Московской области утвержден Порядок определения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области количества торговых мест на универсальных рынках, предоставляемых для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.

Торговые места предоставляются гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, по договорам о предоставлении торговых мест. Для этой категории граждан предусматривается упрощенная форма договора о предоставлении торгового места. При заключении договора о предоставлении торгового места гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляются сведения, которые должны быть подтверждены документально, в том числе с помощью паспорта, справки о наличии личного подсобного хозяйства. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

Необходимо отметить, что несанкционированная уличная торговля в неустановленных местах на территории Московской области запрещена и влечёт за собой административную ответственность в виде штрафа.

На основании чего покупатель должен надевать маску в магазине?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление №108-ПГ) с 12 мая 2020 года граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (в том числе на всех объектах розничной торговли, аптеках, общественном транспорте, включая перевозку пассажиров и багажа по заказу, легковым такси, железнодорожном транспорте, железнодорожных вокзалах, станциях, пассажирских платформах, пешеходных настилах, мостах и тоннелях, на всех предприятиях, продолжающих свою работу, в местах общего пользования многоквартирных домов, медицинских организациях).

При наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно, в том случае, когда введен «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. При этом граждане могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Почему в магазине мне отказались продать товар, когда был без маски?

Постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление № 108-ПГ) предусмотрены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения на территории Московской области в связи с введением режима повышенной готовности.

В силу пп. 7, 8 п. 5 Постановления N 108-ПГ граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования, в том числе на объектах розничной торговли, а организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан (далее – торговая организация), не допускать на объекты розничной торговли граждан, не соблюдающих требования «масочного режима».

При этом, п. 34 Постановления N 108-ПГ установил, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.

Исходя из указанных положений, исключены какие-либо правоотношения между торговой организацией и гражданином, нарушающим масочный режим по реализации товара в розницу. Торговая организация не может продать товар гражданину в отсутствии у него маски, поскольку его нахождение на территории торгового объекта без маски недопустимо.

Вместе с тем, обязанность по продаже товара гражданину, нарушающему «масочный режим», у торговой организации прекращается согласно ст. 417 Гражданского кодекса РФ в связи с невозможностью исполнения обязанности согласно Постановлению N 108-ПГ.

Нахождение на объекте розничной торговли гражданина без средств индивидуальной защиты органов дыхания является правонарушением, как со стороны указанного гражданина, так и торговой организации.

Нарушители «масочного режима» попадают под санкции статьи 20.6.1 КоАП РФ, согласно которым правонарушители могут быть предупреждены или на гражданина и торговую организацию налагается административный штраф.

Что такое реестр ярмарок?

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них» сведения о ярмарках, организуемых на территории Московской области, подлежат включению в Реестр ярмарок, организуемых на территории Московской области.

Реестр ярмарок, организуемых на территории Московской области - перечень сведений о ярмарках, организуемых на территории Московской области, содержащий информацию о месте, дате проведения ярмарки, организаторе ярмарки, типе ярмарки, режиме работы ярмарки, а также количестве торговых мест на ней.

Порядок ведения реестра ярмарок устанавливается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Как и где можно узнать о планируемых ярмарках?

Информация о планируемых ярмарках формируется и размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области ежемесячно. О планируемых ярмарках можно узнать в реестре ярмарок, организуемых на территории Московской области, на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области www.msh.mosreg.ru пройдя по пути «Документы. Информация. Ярмарки».

На каких местах проводятся ярмарки в Московской области?

Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них определен постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

В соответствии с указанным постановлением ярмарки организуются в соответствии со Сводным перечнем мест проведения ярмарок на территории Московской области, который утверждается распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Ознакомиться с полным списком площадок для организации и проведения ярмарок можно на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области www.msh.mosreg.ru пройдя по пути «Документы. Информация. Ярмарки».

Какие документы и в какие сроки необходимо предоставить для включения в Сводный перечень мест проведения ярмарок?

Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, регламентируется постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

Организатор ярмарки, желающий организовать ярмарку, не позднее 1 ноября направляет в орган местного самоуправления заявку об организации ярмарки по форме согласно приложению № 1 к Порядку организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.

К заявке прилагаются заверенные копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок (стационарный торговый объект), предполагаемый для использования под место проведения ярмарки.

По каким дням может быть организована ярмарка?

Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, регламентируется постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

На территории Московской области ярмарки выходного дня проводятся с пятницы по воскресенье, в нерабочие праздничные дни.

Ярмарки, организуемые в целях реализации сезонных видов товаров, выполнения сезонных работ, оказания сезонных услуг (сезонные ярмарки), продолжительностью не более семи календарных дней проводятся не более восьми раз в год в местах проведения ярмарок.

Сельскохозяйственные ярмарки продолжительностью не более семи календарных дней проводятся не более четырех раз в год с 1 июня по 1 ноября в местах проведения ярмарок.

Где запрещается организация и проведение ярмарки?

Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них определен постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

В соответствии с указанным постановлением запрещается организация и проведение ярмарок:

- в местах проведения ярмарки, не включенных в сводный перечень мест проведения ярмарок;

- в полосах отвода автомобильных дорог;

- на придомовой территории;

- в санитарной зоне;

- в помещениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации;

- в границах территорий объектов культурного наследия, в помещениях организаций культуры и спортивных сооружениях;

- на автовокзалах, железнодорожных и речных вокзалах, портах.

Какими товарами запрещается торговать на ярмарках?

Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них определен постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

В соответствии с указанным постановлением на ярмарках Московской области запрещается реализация следующих товаров:

пива, алкогольной продукции;

парфюмерно-косметических товаров;

аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

мяса животных, птицы и продуктов их убоя непромышленной выработки;

приготовленных в домашних условиях консервированных продуктов, кулинарных изделий из мяса и рыбы, кондитерских изделий;

мясных и рыбных полуфабрикатов непромышленного производства;

детского питания на молочной основе;

скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования для их хранения и реализации;

животных;

лекарственных препаратов;

изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

пиротехнических изделий;

других товаров, реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Есть ли ограничения по количеству проведенных ярмарок?

Порядок организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, регламентируется постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 № 1394/40 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

Количество ярмарок в месте проведения ярмарок не должно превышать двух единиц в месяц.

Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области?

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области принято распоряжение от 13.10.2020 № 20РВ-306 «О разработке и утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Московской области».

Какой порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в собственности?

При размещении НТО на частной земле необходимо руководствоваться Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». При этом собственником земельного участка должны быть учтены требования, установленные законодательством Российской Федерации, в частности, положения земельного законодательства, санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил пожарной безопасности, законодательства о благоустройстве и т.п.

Какой порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности?

В соответствии с Федеральном законом от 28.10.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основанием для размещения НТО является договор на право размещения НТО или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со Схемой. Договор заключается отдельно на каждый НТО по результатам проведения аукциона на право размещения НТО на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения Схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области. Необходимо отметить, что Договор не может быть заключен на срок, превышающий срок действия схемы (не более 5 лет).