Скачать:

Кто должен ликвидировать свалку мусора, находящуюся на лесном участке в полосе отвода автомобильной дороги?

Лесным законодательством установлены меры по обеспечению безопасности при эксплуатации линейных объектов, расположенных на землях лесного фонда и по границе с ними. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Учитывая изложенное, обязанность по ликвидации свалки мусора находящийся на лесном участке в полосе отвода автомобильной дороги возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Кто должен восстанавливать лесную дорогу при её повреждении вследствие вывозки лесопользователем древесины?

В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах» при использовании лесов не допускается уничтожение дорог, расположенных в лесах.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» определено, что при проведении заключительных лесосечных работ лесопользователь обязан привести в состояние, пригодное для использования по назначению лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ.

В каких местах, расположенных на лесных участках, допускается разведение костров?

Согласно п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417) запрещено разводить костры в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Кроме того, лицам, после завершения сжигания порубочных остатков или использования костра с иной целью в обязательном порядке надлежит тщательно засыпать его землей или залить водой до полного прекращения тления.

Кто вправе обращаться в суд в защиту леса, в случае пересечения земельных участков (в соответствии со сведениями ЕГРН относящихся к иной категории земель) с лесными участками?

С 11.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – 280-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 10 280-ФЗ защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1223 указанными полномочиями наделено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Таким образом, по указанной категории споров, Комитет не наделен полномочиями по обращению в судебном порядке в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации.

Можно ли получить в аренду лесной участок, примыкающий к находящемуся в собственности (например, к границам СНТ)?

Ответ: Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с видами использования лесов, установленными статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Для принятия решения о возможности предоставления лесного участка Вам необходимо определиться с видом разрешенного использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и в зависимости от выбранного вида, если предоставление указанного участка не требует проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора, подать заявление в Комитет.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Предоставление лесного участка в аренду без проведения аукциона регламентировано ст. 43, 44, 45 Лесного кодекса, заключение договора аренды определено ст. 73.1 Лесного кодекса, а также ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Для выполнения кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ гражданин вправе направить в Комитет заявление о предварительном согласовании предоставлении земельного лесного участка в аренду с приложением всех необходимых документов в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса.

Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьями 78–80 Лесного кодекса. Указанные статьи подробно описывают процедуру аукциона и устанавливают перечень документов, необходимых для участия в аукционе.

Необходимо отметить, что предоставление в аренду лесных участков по результатам аукциона для осуществления рекреационной деятельности, не носит заявительного характера.

Каким образом можно получить древесину для ремонта дома?

Заготовка гражданами древесины для собственных нужд (в целях строительства, ремонта, реконструкции жилых строений, жилых домов, хозяйственных построек; отопления жилых строений, жилых домов и хозяйственных построек) осуществляется на основании статьи 4 Закона Московской области от 12.07.2007 №104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» (далее – Закон) в первую очередь в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями и вредителями деревьев, при проведении выборочных рубок, а также при проведении сплошных рубок в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, в перестойных насаждениях.

Решение о назначении лесных насаждений в рубку принимается специалистами отдела лесопатологического обследования ГКУ МО «Мособллес».

Статьей 6 Закона установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

в целях отопления ежегодно заготавливается дровяная древесина не более 10 куб.м;

для строительства жилых строений или жилых домов в объеме до 100 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 50 лет;

для ремонта или реконструкции жилых строений или жилых домов в объеме до 20 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 20 лет.

для строительства и ремонта хозяйственных построек в объеме до 20 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 10 лет.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05.03.2015 № 105/7 (далее – Порядок), граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Прием заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, подготовка необходимой документации и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области (далее - Договор) осуществляется Комитетом лесного хозяйства Московской области через филиалы государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (далее - лесничества) посредством выдачи работникам лесничеств доверенностей на заключение указанных Договоров.

Ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утверждены Постановлением Правительства Московской области от 13.09.2007 № 675/31 «О ставках платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области». Постановлением Губернатора Московской области от 30.11.2017 № 523-ПГ утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан».

Для рассмотрения вопроса о заключении с гражданином Договора гражданин предоставляет в лесничество через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области или региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области следующие документы:

1) заявление о заключении Договора (далее - Заявление);

2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) копию документа, подтверждающего право пользования жилым домом (частью жилого дома) или право собственности на него (в случае подачи заявления для целей заготовки древесины для ремонта, реконструкции жилого дома (части жилого дома);

4) документ, удостоверяющий полномочия представителя (в случае обращения законного представителя физического лица).

Регламентом установлено, что предоставление Государственной услуги осуществляется на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (далее – РПГУ).

Как получить разрешение на размещение объекта?

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Порядок выдачи разрешения на использование лесного участка без его предоставления и установления сервитута регламентирован постановлением Правительства Московской области № 229/13 от 08.04.2015 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Порядок).

Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на размещение объектов на лесном участке заинтересованное лицо вправе направить в Комитет заявление в соответствии с Порядком.

К заявлению прилагается схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ).

В случаи если испрашиваемый лесной участок покрыт лесными насаждениями и при строительстве потребуется рубка лесных насаждений, то выдача разрешения на размещение объекта не представляется возможным.

Самовольная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан является административным правонарушением, за что в части 1,2 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с пунктом 5 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 № 223 «Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Вместе с тем необходимо отметить, что пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах защитных лесов запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Как осуществляется контроль за пожароопасной обстановкой в лесах Московской области?

С целью осуществления контроля за лесопожарной обстановкой на территории Московской области организована и используется четырехуровневая система мониторинга пожарной опасности в лесах:

Первый - это наземное патрулирование, которое осуществляется по 15 маршрутам протяженностью 2943 км. Зона наземного мониторинга составляет – 1039,0 тыс. га

Второй - это авиационное патрулирование, утверждено 4 маршрута авиационного патрулирования лесов, из них: 3 маршрута основных и 1 дополнительный на случай высокой пожарной опасности. Зона мониторинга составляет – 881,5 тыс. га.

Авиационное патрулирование осуществляется на легкомоторных самолетах Cessna-172 и вертолетом Robinson R-44.

Третий - это созданная система видеомониторинга лесных пожаров, установлено 94 видеокамеры, которые обеспечивают 100 % охват территории земель лесного фонда.

Четвертый - это космический мониторинг с использованием системы ИСДМ-Рослесхоз. При помощи системы ИСДМ-Рослесхоз РДС осуществляет контроль за появлением на территории Московской области термоточек для выявления очагов лесных пожаров.

В круглосуточном режиме функционирует региональная диспетчерская служба лесного хозяйства Московской области (РДС), которая осуществляет постоянный контроль за лесопожарной обстановкой в лесах Московской области.

Вопрос: Почему санитарно-оздоровительные мероприятия (санитарные рубки, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев) не проводят сразу при обнаружении лесных насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием?

Все виды проводимых санитарно-оздоровительных мероприятий на территории региона проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотехнические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).

При этом, необходимо отметить, что в рамках действующего законодательства проведение любых видов санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках в составе земель лесного фонда Московской области без разрешительных документов запрещено.

В соответствии с действующим законодательством, основанием планирования санитарно-оздоровительных мероприятий являются данные реестра государственного лесопатологического мониторинга ФБУ «Рослесозащита» и лесопатологического обследования по результатам, которого инженером-лесопатологом составляется акт лесопатологического обследования с видом назначения санитарно-оздоровительного мероприятия, который утверждается в Комитете лесного хозяйства Московской области и согласовывается в Департаменте лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

Согласно положению о Комитете лесного хозяйства Московской области ведение хозяйственной деятельности не относится полномочиям Комитета.

В этой связи, в соответствии с действующим законодательством проведение лесохозяйственных мероприятий в регионе осуществляется только в рамках государственного задания или государственных контрактов в объемах согласно Лесному плану Московской области и доведенному финансированию.

Вместе с тем, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий возможно собственными силами на основании договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в соответствии с Законом Московской области от 12.07.2007 № 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области».

По вопросу заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждане вправе обратится в конкретный филиал ГКУ МО «Мособллес», где требуется проведение мероприятия. Контактные данные филиалов размещены на официальном сайте Комитета.

С какой целью проводится сплошная санитарная рубка?

Сплошная санитарная рубка проводится с целью полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами, а также в лесных насаждениях, утративших свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

Плановые сплошные санитарные рубки осуществляется с целью ликвидации поврежденных участков леса и не носят лесозаготовительный характер.

Сплошная санитарная рубка в защитных лесах проводится с обязательными последующими лесовосстановительными мероприятиями.

С какой целью проводится выборочная санитарная рубка?

Выборочная санитарная рубка проводится с целью оздоровления насаждения, частично утратившего устойчивость, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций. При этом рубке подлежат единичные сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, ветровальные, буреломные деревья, а также деревья с иными повреждениями.

В каких случаях проводится уборка неликвидной древесины, что является неликвидной древесиной, и способы ее проведения?

Уборка неликвидной древесины проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений при наличии неликвидной древесины более 90% от общего запаса погибших деревьев. В первую очередь уборка неликвидной древесины производится в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Неликвидная древесина – это древесина, которая не может быть использована в хозяйственных целях вследствие утраты технических качеств из-за повреждений гнилью или в результате других неблагоприятных воздействий.

В лесах Московской области уборка неликвидной древесины осуществляется двумя способами:

- укладкой в поленницы, которые оставляются на естественное перегнивание на месте проведения работ.

- измельчением в щепу непосредственно на лесном участке или осуществляется вывозка с лесного участка.

Дополнительно Комитет лесного хозяйства Московской области информирует, что в рамках действующего законодательства с 2019 года возможен сбор валежника гражданами для собственных нужд на всей территории земель лесного фонда в границах Московской области, за исключением мест проведения лесосечных работ, мест складирования ранее заготовленной древесины и особо охраняемых природных территорий, где установлен прямой запрет на сбор валежника или вмешательство человека. Сбор валежника может осуществляться способами, не наносящими ущерба лесному фонду в течение всего года без ограничений по объему.

В каких целях проводится рубка аварийного дерева?

Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан.

Деревья являются аварийными при наличии признаков аварийности (наличие дупел, гнилей, обрыв корней, опасный наклон и т. п.).

Почему порубочные остатки сжигаются на месте проведения рубки?

Сжигание порубочных остатков применяется только при выполнении сплошных и выборочных санитарных рубок с целью исключения распространения вредных организмов.

Сжигание порубочных остатков в пожаробезопасный период имеет большое санитарное значение для леса, при котором осуществляется уничтожение вредителей и болезней.

По результатам проведенных сплошных и выборочных санитарных рубок на территории региона прироста площадей зараженного леса не наблюдается, что свидетельствует о целесообразности, своевременности и качестве их проведения.

Более того, исполнитель работ обязан привести лесной участок, на котором осуществлялись работы, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и последующего лесовосстановления. Порубочные остатки, являясь отходами производства, утилизируются предусмотренным для данного вида отходов способом. Порядок и сроки очистки мест рубок от порубочных остатков регулируются Регламентом по сжиганию порубочных остатков на территории земель лесного фонда Московской области, Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах.

Задымление от сжигания порубочных остатков является последствием данного мероприятия и носит временный характер. В дальнейшем, по мере подрастания молодого поколения насаждений на данном лесном участке восстановятся средообразующие, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов.

Почему Комитетом лесного хозяйства Московской области лесные насаждения не обрабатываются от клещей?

Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 и в соответствии Лесным кодексом Российской Федерации Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет надзорные и лесозащитные мероприятия в отношении вредителей и болезней древесных пород.

Иксодовые клещи являются кровососущими паразитами теплокровных животных и людей, и не относятся к вредным организмам, наносящим вред лесным насаждениям.

В этой связи, Комитет лесного хозяйства Московской области не уполномочен на обработку лесов от клещей.

По обозначенному вопросу граждане вправе обратится в санитарно-эпидемиологическую службу по месту жительства.

В течении какого времени проводятся лесовосстановительные мероприятия на местах сплошных санитарных рубок?

Лесовосстановительные мероприятия проводятся в течение двух лет по завершению рубок, согласно пункта 42 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.

Какими требованиями устанавливаются нормативы качества проведения лесовосстановительных мероприятий?

Мероприятия по воспроизводству лесов на территории Московской области проводятся в соответствии с Правилами лесовосстановления, утверждёнными приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188, на основании проектов лесовосстановления.

Проект лесовосстановления разрабатывается на каждый лесной участок, на котором планируется мероприятие по лесовосстановлению, с подробным описанием почвенно-климатических условий, способов обработки почвы, пород создаваемых лесных культур с количеством посадочного материала на 1 га и на всю площадь, а также планируемое количество уходов за созданными лесными культурами.

При проведении искусственного лесовосстановления используется стандартный посадочный материал хвойных и лиственных пород, выращенный в лесных питомниках из районированных семян лесных растений. Для зоны хвойно-широколиственных лесов, утверждены следующие критерии стандартного посадочного материала: возраст 1-3 года, высота стволика от 12 см, средний диаметр стволика у корневой шейки 2 мм.

Когда и где можно посадить лес?

Ежегодно на территории Московской области весной и осенью в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева от 01.07.2013 № 252-РГ проводятся акции по посадке леса. Участие в восстановлении зеленых насаждений Московской области могут принять все желающие. Участникам акции представляется возможность посадить собственное дерево, тем самым внести свой вклад в улучшение экологического состояния нашего региона.

Информация о времени и местах проведения акции размещается на официальном сайте Комитета, а также на информационном сайте posadisvoederevo.ru.

Какой порядок предоставления информации о проводимых закупках?

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные заказчики размещают информацию о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд в единой информационной системе (адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – www.zakupki.gov.ru).

Информация, в том числе документы, содержащиеся в единой информационной системе, являются общедоступными и предоставляются безвозмездно.

Какой порядок предоставления документов о проводимых закупках в Комитет лесного хозяйства?

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные заказчики размещают информацию о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд в единой информационной системе (адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – www.zakupki.gov.ru).

Информация, в том числе документы, содержащиеся в единой информационной системе, являются общедоступными и предоставляются безвозмездно.

В случаях предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и документацией о закупке, документы могут быть предоставлены на бумажном носителе в порядке, предусмотренном документацией о закупке.

Какой порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего?

В соответствии с законодательством Российской Федерации Вы имеете право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контрольный орган в сфере закупок (Управление Федеральной антимонопольной службы Московской области или Главное контрольное управление Московской области) действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают Ваши права и законные интересы.

Какими требованиями устанавливаются нормативы качества проведения лесовосстановительных мероприятий?

Мероприятия по воспроизводству лесов на территории Московской области проводятся в соответствии с Правилами лесовосстановления, утверждёнными приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188 , на основании проектов лесовосстановления.

Проект лесовосстановления разрабатывается на каждый лесной участок, на котором планируется мероприятие по лесовосстановлению, с подробным описанием почвенно-климатических условий, способов обработки почвы, пород создаваемых лесных культур с количеством посадочного материала на 1 га и на всю площадь, а также планируемое количество уходов за созданными лесными культурами.

При проведении искусственного лесовосстановления используется стандартный посадочный материал хвойных и лиственных пород, выращенный в лесных питомниках из районированных семян лесных растений. Для зоны хвойно-широколиственных лесов, утверждены следующие критерии стандартного посадочного материала: возраст 1-3 года, высота стволика от 12 см, средний диаметр стволика у корневой шейки 2 мм.

Как принять участие в акции по посадке деревьев?

Ежегодно на территории Московской области весной и осенью в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева от 01.07.2013 № 252-РГ проводятся акции по посадке леса. Участие в восстановлении зеленых насаждений Московской области могут принять все желающие. Участникам акции представляется возможность посадить собственное дерево, тем самым внести свой вклад в улучшение экологического состояния нашего региона.

Информация о времени и местах проведения акции размещается на официальном сайте Комитета, а также на информационном сайте posadisvoederevo.ru.

Как выбирают участки под акции по посадке деревьев?

Участки для проведения Акций по посадке леса на землях лесного фонда определяются Комитетом после завершения санитарно-оздоровительных мероприятий, с учетом безопасности проведения массовых мероприятий, а также транспортной доступности площадей. Обеспечение проведения акций необходимым инвентарем и посадочным материалом, также, осуществляется Комитетом.

Подбор участков, обеспечение организационных и подготовительных мероприятий по проведению акции на землях населенных пунктов, организует администрация муниципального образования. Подробная информация о местах проведения акции будет размещена на официальном сайте Комитета, а также на информационном сайте posadisvoederevo.ru.

Какой порядок проведения ухода за лесными культурами?

Рубки ухода за молодняками (осветления, прочистки) проводятся путем спиливания деревьев нежелательных пород кусторезом или бензопилой.

В результате проведения рубок ухода формируются смешанные насаждения, которые более устойчивые к болезням и вредителям леса.

Какие основания проведения лесопатологического обследования (акт ЛПО не оформлен)?

Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном (качественная характеристика, определяющая соотношение деревьев по степени усыхания, повреждения и гибели насаждений) и лесопатологическом (качественная характеристика, определяющая соотношение деревьев по степени повреждения вредными организмами) состоянии лесных насаждений, а также для обоснования и планирования в них мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.

В соответствии с пунктом 48 приказа Министерства природных ресурсов от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» по результатам ЛПО составляется акт лесопатологического обследования, который является документом-основанием для выполнения санитарно-оздоровительного мероприятия.

Какие основания проведения лесопатологического обследования (акт ЛПО оформлен)?

В соответствии с действующим законодательством лесопатологическое обследование осуществляется на основании сведений указанных в государственном лесопатологическом мониторинге ФБУ «Рослесозащита» (далее-реестр ГЛПМ).

При определении к назначению того или иного вида санитарно-оздоровительного мероприятия инженером – лесопатологом ГКУ МО «Мособллес» осуществляется совместный выезд с инженером-лесопатологом ФБУ «Рослесозащита».

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1158 определено, что контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные органы федерального агентства лесного хозяйства (Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу).

По всем актам лесопатологического обследования (далее-акт ЛПО) с назначенными к проведению санитарно-оздоровительными мероприятиями на лесных участках в составе земель лесного фонда Московской области имеются в реестре ГЛПМ, проверены инженерами-лесопатологами ФБУ «Рослесозащита» и согласованы соответствующими письмами Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

Таким образом, Комитетом при проведении лесопатологического обследования, оформлении актов ЛПО и назначении проведению санитарно-оздоровительных мероприятий выдержаны установленные нормы действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, при рассмотрении актов ЛПО установлено, что сведения указанные в актах ЛПО достоверны, мероприятия, предусмотренные актами ЛПО обоснованы, не запрещены и не ограничены законодательством Российской Федерации.

Как устранить задымление при сжигании порубочных остатков?

Сжигание порубочных остатков на территории земель лесного фонда Московской области осуществляется в соответствии с утвержденным Регламентом по сжиганию порубочных остатков на территории земель лесного фонда Московской области, проводимого в рамках выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий (далее – Регламент) от 08.12.2014 № Исх-15236/26.

Основные условия при проведении сжигания порубочных остатков: учитывается направление ветра в сторону от населенного пункта, в дневное время и рабочие дни. Основные факты, влияющие на введение запрета на сжигание порубочных остатков: установление неблагоприятных метеорологических условий способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, штормовые предупреждения, порывы ветра, установление III – V класса пожарной опасности в лесах по условиям погоды, введение дополнительных мер пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима, введение режим чрезвычайной ситуации в лесах. В настоящее время в соответствии с Регламентом Комитету разрешено проведение работ по сжиганию порубочных остатков на лесных участках в составе земель лесного фонда на всей территории Московской области. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417) и Правил санитарной безопасности в лесах (постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607).

Несвоевременное проведение планового сжигания порубочных остатков приводит к накоплению сухого горючего материала, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами. Сжигание порубочных остатков в очагах вредных организмов носит временный характер. Порубочные остатки на лесосеке могут быть очагом усиленного размножения вредных организмов, поэтому их сжигание является необходимой мерой с целью уменьшения угрозы распространения вредных организмов на лесных участках. Дополнительно сообщаем, что на указанной в обращении лесосеке осуществляется доочистка мест рубки с целью проведения в дальнейшем лесовосстановительных мероприятий.

Разрешена ли химическая обработка леса?

В соответствии с Лесным планом Московской области лесные участки в составе земель лесного фонда относятся к категории «защитные».

В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее-Лесной кодекс) защитные леса имеют разные категории защитности:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

- леса, расположенные в водоохранных зонах;

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

- ценные леса;

- городские леса.

Согласно статьям 112-116 Лесного кодекса в вышеуказанных категориях защитности лесов использование токсичных химических препаратов запрещается.

Почему нельзя посещать лес в связи с пожарной опасностью?

В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах или безопасности граждан при выполнении работ.

Ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств осуществляется в соответствии с Порядком ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утвержденным приказом Минприроды России от 06.09.2016 № 457.

Согласно данного порядка ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, вводится в случае установления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах (выпадение осадков более 3 мм) в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий, а также объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.

Какие существуют правила разведения костров на лесных участках?

Согласно п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417) запрещено разводить костры в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Кроме того, лицам, после завершения сжигания порубочных остатков или использования костра с иной целью в обязательном порядке надлежит тщательно засыпать его землей или залить водой до полного прекращения тления.

Разъяснить порядок заготовки древесины для собственных нужд.

Решение о назначении лесных насаждений в рубку принимается специалистами отдела лесопатологического обследования ГКУ МО «Мособллес». Статьей 6 Закона установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

в целях отопления ежегодно заготавливается дровяная древесина не более 10 куб.м;

для строительства жилых строений или жилых домов в объеме до 100 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 50 лет;

для ремонта или реконструкции жилых строений или жилых домов в объеме до 20 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 20 лет.

для строительства и ремонта хозяйственных построек в объеме до 20 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 10 лет.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05.03.2015 № 105/7 (далее – Порядок), граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Прием заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, подготовка необходимой документации и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области (далее - Договор) осуществляется Комитетом лесного хозяйства Московской области через филиалы государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (далее - лесничества) посредством выдачи работникам лесничеств доверенностей на заключение указанных Договоров.

Ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утверждены Постановлением Правительства Московской области от 13.09.2007 № 675/31 «О ставках платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области». Постановлением Губернатора Московской области от 30.11.2017 № 523-ПГ утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан».

Для рассмотрения вопроса о заключении с гражданином Договора гражданин предоставляет в лесничество через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области или региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области следующие документы:

1) заявление о заключении Договора (далее - Заявление);

2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) копию документа, подтверждающего право пользования жилым домом (частью жилого дома) или право собственности на него (в случае подачи заявления для целей заготовки древесины для ремонта, реконструкции жилого дома (части жилого дома);

4) документ, удостоверяющий полномочия представителя (в случае обращения законного представителя физического лица).

Регламентом установлено, что предоставление Государственной услуги осуществляется на базе МФЦ и регионального портала государственных и

муниципальных услуг Московской области (далее – РПГУ).

Разъяснить порядок заготовки древесины для целей отопления.

На основании статьи 4 Закона Московской области от 12.07.2007 №104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» (далее – Закон) заготовка древесины для целей отопления осуществляется в первую очередь в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями и вредителями деревьев, при проведении выборочных рубок, а также при проведении сплошных рубок в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, в перестойных насаждениях.

Решение о назначении лесных насаждений в рубку принимается специалистами отдела лесопатологического обследования ГКУ МО «Мособллес».

Статьей 6 Закона установлено, что в целях отопления ежегодно заготавливается дровяная древесина не более 10 куб.м.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05.03.2015 № 105/7, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан не может превышать один год.

Для рассмотрения вопроса о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд гражданин предоставляет в лесничество через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области или региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области следующие документы:

1) заявление о заключении Договора;

2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) документ, подтверждающий полномочия Представителя Заявителя.

Постановлением Губернатора Московской области от 30.11.2017 № 523-ПГ утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан».

Регламентом установлено, что предоставление Государственной услуги осуществляется на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области.

Разъяснить порядок заготовки древесины для строительства жилых строений или жилых домов.

Леса Московской области, ввиду их исключительной экологической значимости, отнесены к защитным лесам.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в защитных лесах запрещены любые виды рубок, за исключением санитарных, т.е. рубок лесных насаждений, частично или полностью утративших биологическую устойчивость.

На основании пункта 3 статьи 4 Закона Московской области от 12.07.2007 № 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» в целях заготовки гражданами древесины для собственных нужд предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.09.2016 № 470 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов» (далее – приказ МПР) определено, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийные деревья.

Согласно пункту 19 Приказа МПР планирование объемов санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, не переданных в пользование, отражается в лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и лесопатологического обследования (далее – ЛПО).

В соответствии с пунктом 48 приказа МПР от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» по результатам ЛПО составляется акт лесопатологического обследования.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Московской области №104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» установлены следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: деловая древесина для строительства жилых строений или жилых домов в объеме до 100 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 50 лет.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05.03.2015 № 105/7, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Для рассмотрения вопроса о заключении Договора гражданин предоставляет в лесничество через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области или региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области следующие документы:

1) заявление о заключении Договора;

2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) документ, подтверждающий полномочия Представителя Заявителя.

Гражданин вправе приложить к заявлению следующие документы: в случае подачи заявления для целей заготовки древесины для строительства жилого дома на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, - копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в безвозмездное пользование, в собственность или аренду в соответствии с земельным законодательством; в случае подачи заявления для целей заготовки древесины для строительства жилого дома или жилого строения на дачном земельном участке, жилого строения на садовом, огородном земельном участке - копию документа, подтверждающего приобретение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в безвозмездное пользование, в собственность или аренду в соответствии с земельным законодательством.

Постановлением Губернатора Московской области от 30.11.2017 № 523-ПГ утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан». Регламентом установлено, что предоставление Государственной услуги осуществляется на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области.

Дополнительно сообщаем, что пунктом 11 постановления Правительства Московской области от 05.03.2015 № 105/7 «Об утверждении порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области» (далее - Постановление) предусматривает, что заявление о заключении Договора для целей заготовки древесины для строительства и (или) ремонта, реконструкции жилого дома и (или) хозяйственных строений и сооружений подается гражданином в лесничество в период с 1 января по 1 сентября года, в котором предполагается осуществление заготовки.

Разъяснить порядок заготовки древесины для ремонта или реконструкции жилых строений, или жилых домов.

На основании пункта 3 статьи 4 Закона Московской области от 12.07.2007 № 104/2007-ОЗ «Об использовании лесов на территории Московской области» в целях заготовки гражданами древесины для собственных нужд предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.09.2016 № 470 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов» (далее – приказ МПР) определено, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийные деревья.

Согласно пункту 19 Приказа МПР планирование объемов санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, не переданных в пользование, отражается в лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и лесопатологического обследования (далее – ЛПО).

В соответствии с пунктом 48 приказа МПР от 16.09.2016 № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования» по результатам ЛПО составляется акт лесопатологического обследования.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Статьей 6 Закона установлены следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: деловая древесина для ремонта или реконструкции жилых строений или жилых домов в объеме до 20 куб. м., периодичность заготовки - один раз в 20 лет.

В соответствии с Порядком заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05.03.2015 № 105/7, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Для рассмотрения вопроса о заключении Договора гражданин предоставляет в лесничество через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области или региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области следующие документы:

1) заявление о заключении Договора;

2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) документ, подтверждающий полномочия Представителя Заявителя.

Гражданин вправе приложить к заявлению для ремонта, реконструкции жилого дома (части жилого дома) - копию документа, подтверждающего право собственности на жилой дом (часть жилого дома).

Постановлением Губернатора Московской области от 30.11.2017 № 523-ПГ утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан».

Регламентом установлено, что предоставление Государственной услуги осуществляется на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области.

Как осуществляется благоустройство лесных участков?

Осуществление благоустройства лесных участков согласно положениям статей 21 и 41 Лесного кодекса Российской Федерации производится при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

На территории Московской области осуществляется реализация реализации проекта Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева «Парки Подмосковья» (далее – Проект), предусматривающего благоустройство лесных массивов, расположенных на землях населенных пунктов и землях лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам, развитие парков, а также пропаганду природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний среди населения Московской области.

Данный Проект организован ввиду повышенной плотности населения региона, отсутствия действующих городских парков на территории большинства муниципальных образований, а также высокой рекреационной нагрузки на лесные массивы, примыкающие к населенным пунктам.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальное учреждение вправе направить в Комитет заявление с обоснованием цели, вида использования лесного участка, который предполагается взять в пользование.

В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом государственному или муниципальному учреждению необходимо подать в Комитет заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.15 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается проектная документация лесного участка.

Разъяснить законность предоставления участка леса под организацию зоны отдыха.

На основании разрешения на использование лесного участка без его предоставления и установления сервитута (разрешение на размещение объекта) от 19.12.2018 №203 Комитет лесного хозяйства Московской области разрешает (указывается кому выдано) размещение не капитального объекта, (указывается наименования объектов) для размещения которых не требуется разрешение на строительство на лесном участке без его предоставления. Разрешение выдано сроком на (указываются сроки) месяцев.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время по поручению Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва реализуется пилотный проект по созданию культурного отдыха в лесах Московской области. В перспективе планируется создавать территорию внесезонного организованного отдыха жителей Подмосковья.

Разъяснить порядок предоставления лесных участков в аренду.

Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с видами использования лесов, установленными статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Для принятия решения о возможности предоставления лесного участка Вам необходимо определиться с видом разрешенного использования лесов, перечень которых установлен статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации и в зависимости от выбранного вида, если предоставление указанного участка не требует проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора, подать заявление в Комитет.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 Лесного Кодекса.

В случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» вы вправе подать в Комитет заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается проектная документация лесного участка.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Разъяснить порядок перехода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.

Решение о выдаче согласия (отказе в выдаче согласия), принимается на заседании комиссии по рассмотрению обращений арендаторов о выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами (далее - Комиссия). Состав комиссии утверждается приказом Комитета лесного хозяйства Московской области.

Комиссия в своей деятельности руководствуется статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 71, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядком выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами, утвержденным распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 30.11.2012 № 23.

К заявлению арендатора о выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должны быть приложены:

1) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая информацию о регистрации договора аренды лесного участка;

2) копия документа, удостоверяющего личность (для арендаторов - физических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи заявления о выдаче согласия на совершение сделки (для арендаторов - юридических лиц);

4) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи заявления о выдаче согласия на совершение сделки (для арендаторов - индивидуальных предпринимателей);

5) копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

6) копия кадастрового паспорта (плана) лесного участка;

7) нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами (в случае необходимости);

8) документы о лице, с которым арендатор предполагает совершить сделку с арендованным лесным участком или арендными правами (далее - субарендатор), а именно: копию документа, удостоверяющего личность (для субарендаторов - физических лиц); выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для субарендаторов - юридических лиц); выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для субарендаторов - индивидуальных предпринимателей); копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе.

Разъяснить порядок изменения договора аренды лесного участка.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено, другими законами или условиями действующего договора.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Дополнительно сообщаем, что в силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).

Разъяснить порядок расторжения договора аренды лесного участка.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено, другими законами или условиями действующего договора.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Разъяснение порядка проведения экспертизы проекта освоения лесов.

Состав Проекта освоения лесов и порядок его разработки определены Приказом Рослесхоза № 69 от 29.02.2012 г. «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе (далее – Экспертиза) в порядке, установленном приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 г. № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Приказ Минприроды), с целью оценки соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды для проведения Экспертизы проекта освоения лесов арендаторы лесных участков (лесопользователи) подают письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

В заявлении указываются: сведения о лесопользователе (полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, банковские реквизиты – для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, индивидуальный налоговый номер (ИНН), данные документа, удостоверяющего личность, – для гражданина или индивидуального предпринимателя; дата и номер договора аренды или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации договора аренды или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, кадастровый номер участка; местоположение, площадь лесного участка, вид и срок использования лесов).

Представленные материалы регистрируются и в течение 3 дней с даты регистрации должны быть проверены на их комплектность. При несоблюдении требований материалы возвращаются лесопользователю на доработку (пункт 6 Приказа Минприроды).

Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов (пункт 7 Приказа Минприроды).

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Приказа Минприроды).

Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Приказа Минприроды).

Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 5 дней после утверждения заключения Экспертизы направляют его лесопользователю (пункт 11 Приказа Минприроды).

Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается. Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 13 Приказа Минприроды).

Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат Экспертизе в соответствии с требованиями Состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки, определенного Приказом Рослесхоза №69 от 29.02.2012 г. «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Разъяснение порядка выдачи разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – постановление № 1300).

Порядок выдачи разрешения на использование лесного участка без его предоставления и установления сервитута регламентирован постановлением Правительства Московской области № 229/13 от 08.04.2015 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на размещение объектов на лесном участке Вы вправе направить в Комитет заявление в соответствии с постановлением Правительства Московской области № 229/13 от 08.04.2015 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Дополнительно сообщаем, что пунктом 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений

В случаи если испрашиваемый лесной участок покрыт лесными насаждениями и при строительстве потребуется рубка лесных насаждений, то выдача разрешения на размещение объекта не представляется возможным.

Так же необходимо отметить, что вид использования лесов не может быть отличным от видов использования лесов, перечисленных в статье 25 Лесного кодекса, а также должен быть предусмотрен лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

Как амнистировать земельный участок (согласовать размещение строения на земельном участке)?

При проведении пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером и границ земель лесного фонда посредством использования данных, содержащихся в Ведомственной информационной системе Московской области, установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда (детальная информация в приложении).

В целях реализации Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в соответствии с распоряжением Комитета от 27.12.2018 №26РВ-15 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости», Государственная услуга "Приведение в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН" предоставляется в электронной форме посредством Государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области».

Таким образом, получить Государственную услугу правообладатель земельного участка вправе посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области (https://uslugi.mosreg.ru) при наличии соответствующих правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.

Какой порядок заготовки валежника?

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона № 104/2007-ОЗ сбор валежника (отпавших в результате естественных процессов ветвей, частей стволов деревьев и кустарников) гражданами для собственных нужд производится на всей территории земель лесного фонда в границах Московской области, за исключением мест проведения лесосечных работ, мест складирования ранее заготовленной древесины и особо охраняемых природных территорий, положениями (паспортами) о которых установлен прямой запрет на сбор валежника или вмешательство человека.

Сбор валежника может осуществляться в течение всего года. Предельный объем собранного валежника не устанавливается.

Частью 5 статьи 3 Закона № 104/2007-ОЗ установлено, что граждане должны осуществлять заготовку и сбор лесных ресурсов для собственных нужд способами, исключающими истощение имеющихся ресурсов и обеспечивающими их своевременное воспроизводство, без нанесения ущерба лесу. При заготовке и сборе лесных ресурсов для собственных нужд запрещается возводить навесы, сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки.

Таким образом, на всей территории земель лесного фонда в границах Московской области граждане бесплатно и беспрепятственно могут осуществлять сбор валежника, за исключением следующих случаев:

- в местах проведения лесосечных работ;

- в местах складирования ранее заготовленной древесины;

- на особо охраняемых природных территориях, положениями (паспортами) о которых установлен прямой запрет на сбор валежника или вмешательство человека.

Разрешение на осуществление сбора валежника не требуется.

Ветви, остатки стволов должны свободно лежать на земле и не иметь с ней прочной связи. При этом не имеет значения, в результате каких именно процессов произошла гибель деревьев: поражение древесины гнилью, стволовыми вредителями, ветром, снегом и т.д.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки для сбора валежника.

Допускается применение пил или топоров при сборе валежника.

Заготовка деревьев, в том числе сухостойных, спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева от корня, запрещены.

При вывозке валежника от мест сбора не допускается повреждение деревьев, подроста, подлеска, живого напочвенного покрова и лесных почв, использование автомобильной и тракторной техники, способной причинить такие повреждения, а также её движение вне существующих лесных дорог.

Разъяснить порядок возврата излишне перечисленных сумм по штрафам, арендной плате, пеням.

Возврат излишне уплаченной платы за использование лесов осуществляется в соответствии с Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 26.12.2018 № 26П-3098 «Об утверждении Порядка возврата (возмещения) плательщикам излишне перечисленных сумм платы за использование лесов на территории Московской области». Вышеуказанный Порядок размещен на официальном сайте Комитета в разделе «Документы», «Администрирование платежей», «Регламентирующие документы».

Разъяснить требования законодательства о противодействии коррупции, применимые к государственным гражданским служащим.

Обязанности государственных гражданских служащих в сфере противодействия коррупции устанавливаются Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Дополнительные разъяснения по вопросам законодательства о противодействия коррупции на государственной гражданской службы вы можете получить, обратившись в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Разъяснить порядок рассмотрения документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности, включение в кадровый резерв Комитета.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление на государственную гражданскую службу Московской области в Комитет осуществляется по конкурсу. При назначении на должность гражданской службы государственного гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на государственной гражданской службе, конкурс не проводится.

В случае принятия решения о проведении конкурса соответствующая информация размещается на официальном сайте Комитета в сети Интернет http://klh.mosreg.ru (раздел «Документы – Кадровый резерв») и на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» https://gossluzhba.gov.ru.

Разъяснить порядок рассмотрения документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности, включение в кадровый резерв Комитета.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление на государственную гражданскую службу Московской области в Комитет осуществляется по конкурсу. При назначении на должность гражданской службы государственного гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на государственной гражданской службе, конкурс не проводится.

В настоящее время производится прием документов для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв Комитета по (указывается наименование группы должностей, по которой проводится конкурс) группе должностей, с условиями прохождения которого Вы можете ознакомиться на официальном сайте Комитета в сети Интернет http://klh.mosreg.ru (раздел «Документы – Кадровый резерв») и на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» https://gossluzhba.gov.ru.

Разъяснить порядок работы горячей линии по обращениям граждан и единый номер КЛХ МО.

Особенностью многоканальной автоматической телефонной станции Комитета является режим удержания входящего вызова, поступающего на вторую линию.

В силу высокой загруженности, а также участия в различных совещаниях и выездных мероприятиях, специалист не всегда имеет возможность отвечать на телефонные звонки.

Вместе с тем, Вы всегда можете изложить суть вопроса в разделе «Обратная связь» на официальном сайте Комитета http://klh.mosreg.ru/ либо в ответном письме на электронную почту mosoblkomles@mosreg.ru

Какой порядок приёма граждан?

Для записи на прием к Председателю Комитета необходимо позвонить по номеру телефона: 8(498)602-18-42, доб. 59056 в рабочие дни: среда - четверг с 9:00. до 18:00 и в пятницу с 09:00. до 16:45.

Запись на прием осуществляется в соответствии с утвержденным графиком. Ознакомиться с ним Вы можете в разделе «Контакты» на сайте Комитета или пройдя по ссылке http://klh.mosreg.ru/kontakty.