Скачать:

Все ли объекты, расположенные на территории Московской области, значатся в реестре?

В реестре значатся только объекты, принадлежащие Московской области, как субъекту РФ (учреждения и предприятия Московской области, в том числе в сфере медицины, образования, социальной защиты, спорта и прочие, здания и сооружения, находящиеся у них на балансе или в пользовании, акции или доли Московской области в уставных капиталах хозяйственных обществ, иные объекты собственности Московской области).

Как запросить выписку из реестра или уведомление об отсутствии объекта в реестре?

Через портал государственных услуг Московской области, выбрав данную услугу.

Срок предоставления выписки?

7 рабочих дней.

Стоимость и порядок оплаты выписки.

Заявителям, в пользовании которых находятся объекты, информация о которых запрашивается; организациям, осуществляющим учет объектов недвижимости, информация предоставляется бесплатно. Иным заявителям услуга предоставляется за плату 245 рублей за один объект. Информация для оформления платежных документов размещена на официальном сайте www.mio.mosreg.ru .

Предусмотрена ли отсрочка (рассрочка) платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка?

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25.01.2018 № 52/2 «Об утверждении Порядка предоставления рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и о внесении изменений в приложение № 2 к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица» (в ред. ППМО от 23.05.2018 № 329/18), рассрочка предоставляется на основании обращения собственника земельного участка на срок, не превышающий срок строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства, с учетом п. 3 вышеуказанного Порядка.

Рассрочка предоставляется:

на шесть месяцев, если размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка находится в пределах от 300000 рублей до 1000000 руб.;

на один год, если размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка находится в пределах от 1000001 руб. до 10000000 руб.;

на два года, если размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка находится в пределах от 10000001 руб. до 100000000 руб.;

на три года, если размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка составляет 100000001 руб. и выше.

Справка: связанные правовые акты:

Постановление Правительства Московской области от 25.01.2018 № 52/2 «Об утверждении Порядка предоставления рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и о внесении изменений в приложение № 2
к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица»

Постановление Правительства Московской области от 23.05.2018 № 329/18 «О внесении изменений в Порядок предоставления рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица».

Предусмотрены ли льготы для участников и инвалидов ВОв, пенсионеров и ветеранов труда, многодетным семьям при уплате платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка?

Льготы для участников и инвалидов ВОВ, пенсионеров и ветеранов труда, многодетным семьям по указанному виду платежа не предусмотрены.

Справка: связанные правовые акты:

Закон Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Взимается ли плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, если на земельном участке стоит индивидуальный жилой дом?

В соответствии с п. 3 ст. 52 Закона № 23/96-ОЗ плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается в случае, если ВРИ земельного участка изменяется
на ВРИ, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области.

П. 46 Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57
(в редакции постановления Правительства Московской области от 26.06.2018 № 419/22) (далее – Перечень), предусматривает освобождение от платы за изменение ВРИ земельных участков на «для индивидуального жилищного строительства»,
«для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», если на земельном участке расположен жилой дом, садовый или дачный дом, право собственности гражданина на который возникло до введения
в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 25.10.2001), а также наследники граждан, у которых право собственности на указанные индивидуальные жилые, садовые, дачные дома возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Справка: связанные правовые акты:

пункт 46 Перечня объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области, утвержден постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57.

Я не согласен с расчетом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (кадастровыми стоимостями земельного участка), что делать?

Расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка производится на основании данных, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Рекомендуем обратиться в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области или оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке.

Что означает коэффициент У в формуле расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка?

Коэффициент У – разница между кадастровыми стоимостями земельного участка (во всех случаях зменения вида разрешенного использования, начиная с 01.01.2014, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно).

Данный коэффициент применяется во всех последующих случаях изменения вида разрешенного использования, при этом разницы между кадастровыми стоимостями земельного участка по каждому случаю изменения вида разрешенного использования суммируются между собой.

Кем осуществляется изменение вида разрешенного использования земельного участка?

Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных
и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно
без дополнительных разрешений и согласования.

Плата взимается за изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:

1) на основании утвержденных правил землепользования и застройки
(с 01.10.2018 изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления);

2) на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области – Комитета по архитектуре
и градостроительству Московской области – о предоставлении разрешений
на условно разрешенный вид использования земельных участков.

Я не согласен с расчетом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (кадастровыми стоимостями земельного участка), что делать?

В соответствии с частью 9 статьи 24, со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ и Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» на основании сведений, переданных Управлением Росреестра по Московской области кадастровые стоимости земельных участков рассчитывает ГБУ МО «Центр кадастровой оценки».

Для получения данных о кадастровой стоимости земельного участка рекомендуем собственнику земельного участка обратиться в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» (официальный сайт: https://ckomo.ru).

В какой срок необходимо внести плату за изменение вида разрешенного использования (ВРИ)?

В соответствии со ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату в полном объеме в течение 30 дней после получения уведомления, за исключением случая предоставления рассрочки, которая может быть предоставлена на сумму 300 тыс. руб. и выше в соответствии с Порядком предоставления рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 25.01.2018 № 52/2.

Дополнительно сообщаем, что законодательством не предусмотрен возврат ВРИ земельного участка к исходному в случае изменения ВРИ на основании Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).

Какими законами регулируется вопрос перевода земельных участков из одной категории земель в другую категорию земель?

(Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.)

Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статьёй 5 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» и Регламентом рассмотрения вопросов перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории земель в другую категорию земель в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, для целей размещения промышленных и иных объектов на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области и Градостроительного совета Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.03.2015 № 148/6 (в редакции постановления Правительства Московской области от 24.07.2019 № 440/21) определен порядок и перечень документов, необходимый для принятия решений Правительством Московской области о переводе земельных участков в иную категорию земель.

Где можно ознакомиться с информацией о предоставлении имущества, находящегося в собственности Московской области, в аренду и в собственность?

Информацию по вопросу предоставления земельного участка в аренду и имущества реализуемого в порядке приватизации областной собственности можно отслеживать на сайте Минмособлимущества www.mio.mosreg.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения данных о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Каким образом осуществляется имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области?

Имущественная поддержка осуществляется путем предоставления объектов недвижимости в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства из состава имущества, содержащегося в перечне объектов имущества, находящегося в собственности Московской области и муниципальной собственности, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Сведения об указанном имуществе размещены на сайте www.mb.mosreg.ru, www.mio.mosreg.ru а также на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Для получения имущества в аренду необходимо обратиться с заявлением в адрес Минмособлимущества, а также органов местного самоуправления Московской области.

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе направить обращение по вопросам включения неиспользуемых объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности в указанный перечень в целях последующего предоставления таких объектов в аренду.

Я хочу обратиться за отсрочкой арендной платы по договору аренды в связи с действием режима повышенной готовности, какой порядок?

Отсрочка по арендной плате за пользование недвижимым имуществом, находящимся в собственности Московской области, а также земельными участками, находящимися в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена
предоставляется в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.08.2020 № 15ВР-1135, с которым можно ознакомиться по ссылке: https://mio.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/20-08-2020-13-54-30-rasporyazhenie-ministerstva-imushchestvennykh-otno

Перечень документов необходимых для перевода земельных участков из одной категории земель в другую категорию земель.

Для перевода земельных участков из одной категории земель в другую категорию земель (земель находящихся в собственности Московской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной, частной собственности и государственная собственность на которые не разграничена) необходимо представить:

1. Ходатайство заинтересованного лица на имя Губернатора Московской области с указанием цели перевода;

2. Копии документов удостоверяющих личность заявителя-физического лица, либо выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из единого государственного реестра юридических лиц;

3. Выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, содержащую сведения о земельном участке, перевод которого из одной категории земель в другую категорию земель предполагается осуществить;

4. Копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на испрашиваемый земельный участок, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5. Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из одной категории земель в другую категорию земель в случае подачи ходатайства о переводе земельного участка лицом, не являющемся собственником данного земельного участка;

6. Акт на списание мелиоративных систем их собственником, балансодержателем (для мелиорированных сельскохозяйственных угодий);

7. Заключение государственной экологической экспертизы, в случае если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

8. Утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для строительства линейных объектов);

9. Утвержденный проект рекультивации земель (в случае перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для добычи полезных ископаемых).

На чьё имя и куда необходимо подать ходатайство о переводе земельных участков из одной категории земель в другую категорию земель?

1. Для рассмотрения вопроса перевода земельных участков находящихся в собственности Московской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной, частной собственности и государственная собственность на которые не разграничена – необходимо направить ходатайство с приложением документов на имя Губернатора Московской области через Региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области: https://uslugi.mosreg.ru.

2. Для рассмотрения вопроса перевода земельных участков находящихся в федеральной собственности – в Правительство Российской Федерации;

3. Для рассмотрения вопроса перевода земельных участков находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения – на имя Главы соответствующего муниципального образования Московской области.

Как предоставляется земельный участок под индивидуальное жилищное строительство?

В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам в аренду или в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется путем проведения аукциона. Информация о проведении торгов, для участия в которых гражданином может быть подана заявка, размещается на сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте органов местного самоуправления Московской области.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, земельный участок предоставляется единственному заявителю.

Предоставляются ли земельные участки многодетным семьям, имеющим право на бесплатное получение земельных участков в Московской области?

Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые на дату подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка отвечают одновременно следующим условиям:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая (ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу областного закона.

Справка: связанные правовые акты:

ст. 3.3 Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»

Как предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства?

Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки) и земельные участки за пределами границ населенных пунктов (полевые земельные участки).

Приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилых домов и иных объектов недвижимости.

Информация о проведении торгов, для участия в которых гражданином может быть подана заявка, размещается на сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте органов местного самоуправления Московской области.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, земельный участок предоставляется единственному заявителю.

Предоставление полевых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта осуществляется в аренду без проведения аукциона.

Справка: связанные правовые акты:

пп. 19 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

Как реализуются права инвалидов на предоставление земельного участка?

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и садоводства.

Первоочередное обеспечение земельными участками является мерой социальной поддержки, направленной на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных, осуществляется в аренду без проведения торгов.

Справка: связанные правовые акты:

Ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации

Порядок предоставления земельного участка для развития и создания фермерского хозяйства.

В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду или в собственность земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется путем проведения аукциона. Информация о проведении торгов, для участия в которых может быть подана заявка, размещается на сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте органов местного самоуправления Московской области.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, земельный участок предоставляется единственному заявителю.

Без проведения аукциона предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду осуществляется зарегистрированным в качестве юридических лиц фермерским хозяйствам на основании распоряжения Губернатора Московской области. Ходатайство и пакет документов, в том числе бизнес план развития хозяйства подаются заявителем на имя Губернатора Московской области. Уполномоченным органом по рассмотрению документов является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 № 871/38 «Об утверждении Положения об особенностях предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов» определен порядок предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Справка: связанные правовые акты:

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс Российской Федерации, Закон Московской области от 18.03.2015 № 27/2015-ОЗ, Постановление Правительства МО от 22.04.2015 № 272/13

Как выделяется земельный участок участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла?

Гражданам, относящимся к категориям: инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, а также награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла и члены семей погибших ветеранов предоставлено первоочередное право на приобретение садовых или огородных земельных участков.

Распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального района или городского округа Московской области, а также учет граждан, относящихся к льготным категориям и нуждающихся в предоставлении садового или огородного земельного участка, осуществляют органы местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа Московской области.

Справка: связанные правовые акты:

ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»

Каким категориям граждан возможно бесплатное предоставление земельного участка?

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

- земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием (для перечня муниципальных образований, определенных законом субъекта Российской Федерации);

- земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

- земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

- Героям Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности;

- Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.

- земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Справка: связанные правовые акты:

ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», п. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Закон Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Где можно ознакомиться с информацией о предоставлении имущества, находящегося в собственности Московской области, в аренду и в собственность?

Информацию по вопросу предоставления земельного участка в Московской области можно отслеживать на сайте Минмособлимущества www.mio.mosreg.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения данных о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Справка: связанные правовые акты:

Законом Московской области от 10.07.2009 № 88/2009-ОЗ «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области»

Каким образом устанавливается сервитут (публичный сервитут) на земельный участок?

Сервитут (право ограниченного пользования земельным участком) может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Справка: связанные правовые акты:

ст. 274 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

В какой орган необходимо обращаться при планируемой продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения?

Извещение о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения продавец земельного участка вручает под расписку или направляет заказным письмом в адрес Правительства Московской области (143407, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1).

Обращаем внимание, что в рамках цифровизации предоставления государственных и муниципальных услуг на портале государственных и муниципальных услуг Московской области в настоящее время доступна услуга по рассмотрению извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в рамках реализации преимущественного права покупки Московской областью земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в электронном виде по ссылке https://uslugi.mosreg.ru/services/21094.

В какие сроки будет рассмотрено извещение о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поданное на бумаге под расписку или направленное заказным письмом в адрес Правительства Московской области?

не более 30 календарных дней

В какие сроки будет рассмотрено извещение о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поданное через портал государственных и муниципальных услуг Московской области?

Не более 27 календарных дней

Где регламентируется подача извещений о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. К каким нормативно-правовым актам ей следует обратиться?

1) Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

2) Закон Московской области № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области»

Какие сведения обязательно необходимо указывать в извещении о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения?

В извещении должны быть указаны:

а) сведения о собственнике земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения:

- наименование, данные государственной регистрации (номер, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц), место нахождения, почтовый адрес юридического лица;

- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, дата рождения физического лица;

б) сведения о представителе собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения:

- фамилия, имя, отчество, паспортные данные физического лица, номер, дата выдачи документа, на основании которого возникли его полномочия (доверенность, приказ о назначении руководителя юридического лица, выписка

из Единого государственного реестра юридических лиц);

в) сведения о земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения:

- сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок (дата, номер государственной регистрации права собственности);

- место нахождения, площадь земельного участка, кадастровый номер земельного участка;

- категория земель и вид разрешенного использования;

- цена, срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет, сведения об имеющихся обременениях (ограничениях) земельного участка (аренда, залог, публичные и частные сервитуты, доверительное управление).

Справка: связанные правовые акты:

ч. 2 ст. 8, ч.1,2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Закон Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области»

Какие документы необходимо направить в Минмособлимущество для согласования местоположения границ земельных участков, являющихся смежными с земельными участками, находящимися в собственности Московской области?

Следует предоставить оригиналы схемы расположения земельного участка и межевого плана.

Куда необходимо обратиться по вопросу об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда Московской области?

С целью исключения занимаемого жилого помещения из специализированного жилищного фонда необходимо обратиться в орган исполнительной власти Московской области, в ведомственном подчинении которого находится учреждение (предприятие), имеющее на праве оперативного управления/хозяйственного ведения жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд Московской области.

Включение жилых помещений в специализированный жилищной фонд осуществляется на основании предложения такого органа исполнительной власти Московской области по результатам проведенной инвентаризации жилых помещений Московской области.

Куда направить обращение с целью приватизации занимаемого жилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением Московской области?

Передачу в собственность граждан и оформление договора передачи жилого помещения в собственность осуществляет организация, в оперативном управлении которой находятся жилые помещения.

Министерство имущественных отношений Московской области не наделено полномочиями по распоряжению жилищным фондом Московской области.

Кроме того, можно обратиться в суд за признанием права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

Справка: связанные правовые акты:

ст. 6, 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации»

Куда можно обратиться в целях оспаривания кадастровой стоимости на земельный участок или объект капитального строительства?

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или действующей комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Московской области, расположенной по адресу: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д.13.

Справка: связанные правовые акты:

Федеральный закон от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Куда можно обратиться по вопросу высокой кадастровой стоимости земельного участка?

Направить обращение с указанием сведений о кадастровом номере земельного участка: посредством портала Правительства Московской области «Единая книга жалоб и предложений» по адресу: http://vmeste.mosreg.ru/, на адрес электронной почты Министра имущественных отношений Московской области mio@mosreg.ru или почтовым отправлением по адресу: бульвар Строителей, д. 1, г. Красногорск, Московская область, 143407.

Где можно ознакомиться с нормативными актами о результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости?

Результаты расчета кадастровой стоимости, утвержденные распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области, опубликованы на официальном сайте по адресу: http://mio.mosreg.ru (Раздел: документы, нормотворческая деятельность, распорядительные акты, принятые Министерством).

Можно ли пересчитать кадастровую оценку, установленную в 2013 или в 2015 году?

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым выполнена государственная кадастровая оценка 2013 и 2015 гг., результаты определения кадастровой стоимости, могли быть оспорены юридическими и физическими лицами, права которых затронуты, в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области или Московском областном суде в период с даты внесения результатов государственной кадастровой оценки 2013 и 2015 гг. в Единый государственный реестр недвижимости до даты внесения результатов новой государственной кадастровой оценки.

В 2018 году ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» проведена новая государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, с датой применения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2019, результаты которой утверждены распоряжением Минмособлимущества от 27.11.2018 № 15ВР-1633 и опубликованы на официальных сайтах Минмособлимущества mio.mosreg.ru в разделе «Документы-Распорядительные акты, принятые Министерством» или ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» ckomo.ru.

С целью внесения сведений о новой кадастровой стоимости объектов недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости вышеуказанное распоряжение направлено в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).

Одновременно с утверждением результатов новой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости все распоряжения об утверждении результатов предыдущей оценки признаны утратившими силу, в связи с чем, пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в 2015 году и действующей для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 2016 по 2018 гг. и внесение изменений в соответствующие распоряжения не представляется возможным.

Как пересчитать кадастровую стоимость объекта, применяемую для расчета налога с 2019 года?

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (в том числе земельных участков) на территории Московской области осуществляется ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставляет услуги по рассмотрению обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 237-ФЗ.

В связи с изложенным, для получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанного в Вашем обращении, Вам необходимо лично обратиться в ГБУ МО "Центр кадастровой оценки".

Обращение о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости в обязательном порядке должно содержать следующую информацию: 1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства физического лица, полное наименование, местонахождение юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего обращение о предоставлении разъяснений; 2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости.

Обратиться за получением данной услуги в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» можно следующими способами:

1) через государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг Московской области» (РПГУ, uslugi.mosreg.ru);

2) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (МФЦ), в которых обеспечивается предоставление бесплатного доступа заявителей к РПГУ;

3) почтовым отправлением в адрес Учреждения (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1);

4) направлением на электронную почту Учреждения info@ckomo.ru (обращение должно быть заверено электронной цифровой подписью).

Дополнительно сообщаем, что ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» предоставляет услуги по рассмотрению обращений об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ. Обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, должно содержать следующую информацию:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, подавшего обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости (объектов недвижимости), в отношении которого подается обращение об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

3) суть обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, с указанием (по желанию) номеров страниц отчета, на которых содержатся соответствующие ошибки;

4) информацию о необходимости предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

Частью 9 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что к обращению об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, обязательно прилагаются документы, подтверждающие наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Вы вправе самостоятельно определить перечень таких документов.

Обратиться за получением данной услуги в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» можно следующими способами:

1) через государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг Московской области» (РПГУ, uslugi.mosreg.ru);

2) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (МФЦ), в которых обеспечивается предоставление бесплатного доступа заявителей к РПГУ;

3) почтовым отправлением в адрес Учреждения (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д.1);

4) направлением на электронную почту Учреждения info@ckomo.ru (обращение должно быть заверено электронной цифровой подписью).

Ознакомиться с более подробной информацией по данным вопросам можно на сайте Учреждения www.ckomo.ru в разделе «Кадастровая оценка».

Как устанавливается земельный налог?

Земельный налог отнесен к местным налогам и устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов отнесены к вопросам местного значения поселения.

Установлены ли льготы по земельному налогу?

В ст. 390, 395 Налогового кодекса Российской Федерации определены категории налогоплательщиков, имеющих право на льготы по земельному налогу, а также освобожденные от него.

Устанавливая земельный налог, местные власти определяют налоговые ставки в установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимости.

Как рассчитывается сумма земельного налога?

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта недвижимости как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Справка: связанные правовые акты:

Ст.396, 391 Налогового кодекса Российской Федерации

Как осуществляется контроль за незаконным использованием земельных участков?

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, Росреестр осуществляет контроль за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Как восстановить право на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, для личного пользования (земельный паи/земельную долю).

В ходе реорганизации колхозов и совхозов владельцы земельных паев (земельных долей) были обязаны выбрать одну из следующих возможных форм использования пая (доли):

- получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;

- передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;

- передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;

- продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

Споры о выделении земельных долей в натуре, а также о выплатах денежных компенсаций за земельные и имущественные паи являются гражданско-правовыми спорами хозяйствующих субъектов и могут быть решены только в судебном порядке.

Для защиты прав и законных интересов рекомендуется обращаться в органы прокуратуры и суд.

Справка: связанные правовые акты:

постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Указанные постановления Правительства Российской Федерации признаны утратившими силу с 27.01.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Как обжаловать действия органов местного самоуправления?

Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления в соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно положениям ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления требований действующего законодательства, положений уставов и муниципальных правовых актов возложен на органы прокуратуры Российской Федерации.

Куда обращаться в случае неисполнения органом местного самоуправления решения Арбитражного суда?

Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Справка: связанные правовые акты:

п. 1 ст. 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Как рассматриваются обращения, если в них имеется вступившее в законную силу решение суда?

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Куда направить жалобу на действия кадастрового инженера?

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» саморегулируемая организация кадастровых инженеров обязана осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.